alt
АртТерра http://artterra.club

При выполнении этой техникики создаются условия, эффективно помогающие человеку отреагировать психотравмирующие эмоции и «найти свой собственный ответ».

Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, акварель и гуашь, пиалы с водой.

Инструкция

Простым карандашом с помощью линий на листе бумаги любого формата обозначьте контуры образа, отражающего ваше состояние (эмоции, чувства, переживания) в данный момент.

Примечание. Ограничение на создание конкретных изображений дает возможность нивелировать когнитивный паттерн и побуждает человека мыслить нестандартно, обеспечивает свободу творческого самовыражения, создание индивидуальных символов, имеющих значение для собственного самопознания.

Если данная арт-техника применяется в ситуации острого стресса, полезно предложить участникам смять лист бумаги с контурами рисунка, затем опустить его в воду, расправить и только потом добавить цвет, «проявить», «раскрасить» нарисованный простым карандашом образ.

Данный прием имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку работа на текстурированной мокрой бумаге позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки.

Пример из самоотчета студентки (20 лет):

«Мне казалось, что я сгораю от обиды. Но рассказать об этом чувстве или хотя бы просто назвать его я не решалась. В глазах сокурсниц надо было соответствовать образу «счастливой невинности».

Когда на учебной арт-терапевтической сессии было предложено поработать с актуальными эмоциональными состояниями, я выбрала любовь. Легко нарисовала контур сердца простым карандашом, потом добавила еще одно сердце, пронзила их общей стрелой Амура, а затем превратила эту стрелу в «гром и молнии». Страшно разозлилась и с удовольствием смяла лист бумаги с рисунком. Я вдруг поняла, что это вовсе не любовь, настолько мне хотелось уничтожить, растоптать все, что вложено в этот образ. Я дольше, чем другие, мяла рисунок, а затем «топила» его в воде. Вспомнилась восточная мудрость «Пусть вода унесет…». Долго смотрела, как размокает моя «любовь-обида» и «любовь-гнев», и вдруг испытала детский интерес: «А что же там на бумаге?»

Бережно расправила листок: границы сердец слились, стрелы молний потеряли энергию и расплылись в неровных «смятых» контурах. Гнев ослаб, будто сдулся, как проколотый шарик. Я поняла, что бесконечно устала от страшной тайны, и стала ее рисовать на этом мятом и мокром листе, где след любви совсем простыл, зато «проявились СТЫД и ВИНА». Теперь я знала подлинное чувство, я смогла признаться себе, что струсила взять ответственность за новую жизнь…»

Девушка попросила опубликовать эту историю и рисунок, но в группе не стала комментировать свою работу, сдержанно высказалась о психологическом самочувствии, сказав, что теперь ей легче, что удовлетворена результатом и очень устала.

Рисунок она назвала «Паутина». Во время работы над образом, она попросила катушку черных ниток, нарезала отрезки по 4–5 см, затем сосредоточенно, с неистовым упорством, тщательно приклеивала «эту бахрому» на рисунок. Шел заключительный этап сессии — этап вербализации и рефлексии, а девушка отрешенно продолжала приклеивать нитки и рисовать. На мой вопрос, делала ли она когда-нибудь раньше художественные работы с использованием ниток, ответила, что так работает впервые и не знает, почему.

Комментарии

Возможно, данный случай иллюстрирует тезис, что «переход от одних видов взаимодействия с материалами к другим помогает преодолеть те защитные механизмы, которые позволяли пациенту адаптироваться к травме и ее последствиям. Благодаря этому пациенты могут идентифицировать и осознать подавляемые ими чувства, сформировать с ними разные ассоциации, увидеть новый смысл в прошлых событиях и сформировать новые, более здоровые защитные механизмы» (Д. Уоэллер; Г. Хульбут).

Согласно теории Л.С. Выготского, эмоциональная связь действительности с воображением проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, то есть эмоции, и как бы подбирает себе соответствующие впечатления. Однако существует и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства. В данном случае видно, как изображение травмирующих переживаний вызвало чувственный ответ, эмоциональное переключение.

Подобные сессии могут служить целям построения терапевтического альянса, основанного на принятии субъектом психологической помощи и поддержки.

С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере человека посредством аллегорий и метафор актуализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес и в плане диагностики.

Предметом размышлений для специалиста могут стать такие характеристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других.

В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования. Насколько этот процесс был энергичным, как много сил потрачено на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен рисунок, или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения?

Если для изображения эмоций и чувств используется силуэт человека, важно обратить внимание на места локализации каждого чувства и сопряженных с ним эмоций, эмоциональных состояний.

К примеру, по одному мнению, любовь (как, впрочем, и ненависть) необходимо разместить в голове, по мнению других — в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занят только одним этим чувством или, напротив, оно отсутствует вовсе.

Страх и ужас нередко рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие колени») или в пятках, а также в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображаются в ступнях и кулаках.

Более единодушны авторы в выборе цветовых решений. Чувство любви окрашено преимущественно в розовый или красный; агрессия и злость — в черный, грязно-коричневый, темно-лиловый; страх и ужас — в серый, темно-серый цвета.

Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов показывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности (М. Люшер; Л.Н. Собчик). Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Осознание, как известно, — переломный момент на пути к «психологическому исцелению».

Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических игр и упражнений.

В целом, возможности арт-терапии необычайно широки. В числе задач, которые могут ставиться и разрешаться в арт-терапевтической работе, — содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств, а также расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости; психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности; содействие осознанию ценности собственной личности, развитию образа «Я», самопринятия и, как результат, — осознание конструктивных способов преодоления кризисных ситуаций и развитие психологической устойчивости.

Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда. Терапевтические отношения со специалистом (арт-терапевтом) создают атмосферу психологической защищенности и облегчают клиенту осознание смыслов визуальных образов.

Это, в свою очередь, способствует пониманию и постепенному преодолению собственных внутрипсихических конфликтов. Вот почему арт-терапевтические техники, несомненно, эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций (острый стресс, конфликты, первичная и вторичная психотравмы), а также в качестве скорой психологической помощи и поддержки, в развитии устойчивости и сопротивляемости личности.

Автор статьи: Людмила ЛЕБЕДЕВА

Сохранить

Поделиться: