alt
Мандала

«Каждое утро я набрасывал в записной книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю ситуацию в этот момент… лишь постепенно я обнаружил, что мандала на самом деле это: Самость, целостность личности, которая обнаруживается, если все происходит гармонично». (Юнг. «Воспоминания, сны, размышления»)

«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что все, все пути, которыми я шел, все шаги, которые я делал, вели не вперед, а — НАЗАД, к некоему исходному Центру». (Юнг)

«Как показывает опыт, мандалы появляются в тех ситуациях, которые характеризуются запутанностью и безвыходностью. Определяемый ими архетип представляет собой упорядочивающую схему, которая в виде психологического перекрестия нитей как в оптическом приборе или как разделенный на четыре части круг, определенным образом словно бы накладывается на психический хаос, благодаря чему каждое содержание обретает свое место, а разбегающееся в неопределенность целое воссоединяется магическим оберегающим кругом». (Юнг. «Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе)

«Мандала — это круг, специальный магический круг. Мандалы распространены не только по всему Востоку, но и нередко встречались и у нас в Средневековье. В христианстве они закрепились в раннем Средневековьи, обычно с Христом посередине и четырьмя евангелистами или их символами в основных направлениях стран света. Это воззрение должно быть очень древним, ведь и Гор со своими четырьмя сыновьями изображался египтянами точно так же». (Из комментария к сборнику «Тайна Золотого века»)

Мандала (санскр. «круг») представляет собой графический архетип в виде круга, разделенного на количество частей, кратное четырём, символ середины, цели и Самости как психической целостности, сила, упорядочивающая хаос. Четверица – еще один архетип целостности, проявляющийся универсально (четыре стороны света, четыре
стихии, четыре времени суток и т. д.). Часто имеет структуру 3+1, где один из элементов по своей природе отличен от трех других и занимает исключительное положение, а его присоединение к остальным и означает возникновение подлинного единства. В понимании Юнга, троица есть архетипическое выражение ведущей (то есть полностью сознательной) функции психики плюс две вспомогательные. Четвёртая же занимает
подчиненное положение и оказывается полностью бессознательной (отсюда и структура 3+1). Архетипы Мандалы и Четверицы тесно связаны между собой. (Ханова Л.А. «Мандала и Четверица как архетипы целостности» (по работам К.Г. Юнга)

Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии, познакомил современную психологию с идеей мандалы. В возрасте около сорока лет Юнг покинул пост в университете, потому что академическая жизнь для него утратила свою новизну и интерес. Он ежедневно выделял время для анализа своей внутренней жизни и вел дневник снов, мыслей и рисунков. Каждое утро в своем дневнике он набрасывал круговой рисунок, просто следуя внутреннему импульсу. Очень скоро Юнг пришел к выводу, что его рисунки меняются, отражая состояние его психики.

Так, например, в день, когда он получил письмо от своего близкого друга, полное раздражительных слов, границы круга, который Юнг нарисовал на следующий день, были разорваны.

Слово мандала в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».

Мандала – это символ Женского, Великой Матери, Богородицы, Первоматерии, рождающей всё сущее: и Землю, и человека, и материю, вплоть до элементарных частиц и силовых полей, и всю безбрежную Вселенную. В общем смысле мандала есть универсальная символическая модель мироздания, человеческого сознания и всевозможных жизненных процессов – она выражает собой овеществление, проявление, рождение жизни.

Карл Густав Юнг считал мандалу одним из самых мощным архетипов, которая является зримой проекцией психического и выражает Самость. Этот архетип часто появляется в сновидениях. Юнг писал о том, что «символ мандалы несет в себе именно это значение: священное пространство (temenos), защищающее центр. Этот символ является одним из наиболее важных мотивов при объективации бессознательных образов. Это одно из средств защиты центра личности от посягательств извне или попыток выставить его наружу».

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, находятся такие, как Мать, Ребенок, Герой, Мудрец, божество Солнца, Плут, Бог и Смерть. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Он считал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я.

Юнг утверждал, что идея мандалы и сама ее форма была выработана не только самыми разными культурами и религиями, но и творчески одарёнными людьми, прежде всего художниками, эта же форма мандалы просматривалась в рисунках больных, страдающих разными формами душевных болезней, настраивающих себя для того чтобы излечиться на выработку единого ритма человека и природы.

Если перечислять, как работают мандалы с нами, получится довольно внушительный список.

Мандалы выносят на поверхность сознания различные блоки и помогают освободиться от них, усиливая наш внутренний потенциал. Помогают найти причины жизненных трудностей, развивают сознание. Гармонизируют и очищают пространство, приводят в гармоническое звучание и настройку органов физического тела и души.

Мандалы также гармонизируют и интегрируют 3 уровня: физический, ментальный и эмоциональный, совершенствуют связи левого и правого полушария мозга, учат думать сердцем и следовать интуиции.

(с) Карл Густав Юнг. Сакральный круг мандалы
Книги, статьи о искусстве и архетипах

Сохранить

Поделиться: